Статья «Две реальности» Нияза Игъламова в «ЗП» №47 подводит к мысли, о том что в обязанности театроведа вменены защита чести и достоинство театра, его актрис от «агрессивной и несправедливой» критики с помощью технических средств…
Автор изобличает Рифу Рахман в
хамстве , в то же самое время позволяя себе любимому обозвать человека старшего
по возрасту, доктора технических наук, кадрового военного в отставке,
замечательного писателя Заки ага Зайнуллина «контуженным полковником»… За что? А
за то, что тот высказался критически в адрес обслуживаемого театроведом театра.
В 48-м номере «ЗП» помещена маленькая
заметка Рашита Ахметова о его посещении спектакля «Одержимый»
в тот самый театр, где он с ходу зацепил очень важную проблему, как
использование режиссурой «пушек на пальбу по комарам» (речь идет о
«забивании гениального артиста Рината Тазетдинова уровня Жана Габена
под деревенского шута»). Но специалистам-театроведам такие зацепы
за долгие годы их службы, как бы их не возносили, и не
снились. Никто бы не покушался на хлеб насущный «специалистов» , если бы
они относились к театру как к живому организму. Но для них театр – труп, о нем
можно писать, судя по логике автора статьи «о реальностях», либо хорошо,
либо ничего… Это означает, что если мы , зрители, любим театр, считаем его живым и заботимся о его будущем , должны высказывать свои мысли о
нем, открыто и честно в демократической печати, не уповая на «профессионалов»
при театрах….
Согласен ли я с критикой
Рифы Рахман? Не во всем. Манера говорить с татарской сцены с деланным,
неестественным голосом пришла не с Алсу Гайнуллиной, как она
предполагает, а раньше. Это привет от гениального режиссера Рифката Бикчентаева. Это его молоденькая жена-актриса защебетала так, с высоты
сцены , что наверное умиляла маститого мэтра… На мой взгляд , говорить
можно и деланным голосом, такое и в жизни встречается и даже к лицу
красавицам, конечно же до поры , до времени… Беспокоит другое. В
одно время репертуар театра имени Камала почти весь, во всяком случаи
больше половины отошел в распоряжение одного автора. Если даже предположить
гениальность данного драматурга , такая монополия меня как зрителя не
устраивает по многим причинам . Мне показалась, что актеры театра постоянно
вживаясь в роли одного и того же автора и в длительный период, если и
сумеют выплыть из мира оного автора время от времени, остаточной деформации не
избежать… Вот почему спектакли и разных авторов театра становятся
похожими, чего заметила и Рифа Рахман.
То есть появление новых авторов в
репертуаре театра, не взирая на качество спектаклей, меня обнадеживает. У поэта Олжаса Сулейменова есть такие строки:
… «Сапожник всем шил сапоги на
свой размер,
Этим хотел делать людей
равными. Изувер»…
Одним словом, я за выбор… Любая монополия, режиссера, автора, жены главного режиссера на
главные женские роли, а также за правду о театре, меня, как зрителя не
устраивает… Особенно когда такая правда насаждается с помощью утюга и
бульдозера…
Несмотря на то, что материал написан 6 лет назад, актуальность она не потеряла. Я, как современный зритель,который любит театр,не могу не согласиться с тем, что театр иногда становится "театром одного автора", артисты создают похожие образы. Иногда устаешь от всего этого. В театре должны ставиться пьесы разных авторов,как молодых, так и классиков. Интересно, смотреть эксперименты разных режиссеров,увидеть разные взгляды на одни и те же проблемы, увидеть разных актеров в разных амплуа.
ОтветитьУдалитьЯ, как и автор, за разнообразие, за выбор.