МЧИТСЯ ТРОЙКА УДАЛАЯ....
Знаменитые строки Назыма Хикмета,
Если я гореть не буду,
Если ты гореть не будешь,
Кто же тогда развеет тьму?...
берут начало, на мой взгляд, из татарской пословицы ханских времен, про мурз. После завоевания Казани, мурзы перестали играть заметную роль в общественной жизни татар и на переднем плане оказались муллы, и пословица претерпело изменение. Наступил 1917 год . Для строительство новой жизни ни муллы , ни мурзы не понадобились. Впереди оказалась номенклатура : морды. Однако, после Перестройки М.С. Горбачева ситуация вновь изменилась. Снова в общественной жизни татар стали играть заметную роль мусульманское духовенство. Потомки мурз также заявили о себе, организовав свое дворянское собрание. Пословицу подправляли ,но суть ее оставалась исходной.
Да, мы любим мчаться на тройке: Должны, Обязаны, Положено. Отлично знаем , о том , что должны сделать другие . Пишем открытые письма президенту, печатаем критические статьи о деятельности должностных лиц. Хотим спасти нацию, родной язык, культуру, музыку, село, школу и. т.д. Однако, как только дело доходит до нас самих, начинаем искать уважительные причины, чтобы уклониться от лишних забот. И так было всегда. Ханские времена не исключение. В общем , как справедливо отмечал персонаж романа М. А. Булгакова Воланд , напоминаем прежних. .
МОЙ ДЯДЯ, САМЫХ ЧЕСТНЫХ ПРАВИЛ…
…. Моя мама, Сажида Ракова , увлекалась составлением своей родословной (шэжэрэ). Однажды она купила тома классика татарской литературы Фатыха Амирхана , выпущенных 1985 году Татарским книжным издательством к изданию которые были подготовлены институтом языка, литературы и истории имени Галимджана Ибрагимова Казанского филиала Академии наук СССР. Во втором томе помещен фантастический роман «Фатхулла хазрат». Известно что , ныне воспеваемый некоторыми деятелями джадитизм имел своих противников в лице кадимистов- консерваторов. Фатхулла хазрат-таков. Классик высмеивает воскресшего хазрата, за его взгляды , в разрезе периода развитого социализма. В странице 78 ,хазрат говорит: .. «Мы живем в стране, где действуют законы. Алла боерса (бог даст) ,увижуу Юсуфа из (деревни) Шайтан Елга, всем достанется, до мирового дойду»
Имя Юсуф отмечен со звездочкой и цифрой 41 и на 470 странице дано такое разъяснение. « Юсуф из Шайтан Елга- Юсуф из деревни Шайтан Елга. Здесь название деревни и имя человека должно быть упомянуты с иронией…»
Такая трактовка больно задело самолюбие моей матери. Она сначала хотела написать письмо в газету. Потом порывалась сьездить к своему двоюродному брату, писателю Мухамету Магдееву. Ее интересовало происхождение фамилии своего отца муллы Мирзамухаметшарифа – Раков?! А также не давала покоя приставка Мирза в долгой имени деда. Не титул ли это? . Я же, к своему стыду, не проявлял тогда ни малейшего интереса к подобным поискам, не поддержал ее.
Как говориться, лучше поздно , чем никогда. Желая успокоить душу покойной матери , взялся за перо, чтобы внести ясность в данном вопросе.
В произведении Фатыха Амирхана «Фатхулла хазрат», упоминается уроженец деревни Средние Сабы( Шайтан Елга в прошлом) Юсуф Раков, адвокат, жил и работал в городе Казани советником при губернаторе .Он младший брат муллы Мухаметгарифа, отца моего деда Мирзамухаметшарифа. В книге «Живи, Саба-Юрт» Талгата Назмиева и Магъсума Хузина изданного1999 году издательством «Дом печати» г.Казани, на 41 странице есть такие справка… Выпускники медресе Фахретдина хазрата д.Ср.Сабы(Шайтан Елга ) получали указ напрямую в Духовном управлении мусульман г.Уфы и становились муллами. Сыновья Фахретдина-хазрата Гариф (Мухаметгариф) и Шакир (Мухаметшакир) стали муллами в городе Семипалатинск. Третий сын Юсуф (Мухаметюсуф ?) не хочет стать муллой, становиться советником губернатора…Я познакомился с источником такого заявления у писателя-историка Талгата Назмиева, ежегодником Казанской губернии со статическими данными, изданного в 1915 году, где действительно удостоверяется о том ,что Юсуф Раков является советником при губернаторе.
НЕ ТРОЖЬ МОСКВУ…
В книге Шигабутдина Марджани « МУСТАФАД АЛЬ – АХБАР ФИ АХВАЛИ КАЗАНЬ ВА БУЛГАР»(Татарское книжное издательство,1989г)в 329 странице есть данные о шэжэрэ моего упомянутого выше прадеда по материнской линии Фахретдина хазрата…
«…Мелла Фахрутдин бине Рахматулла бине Маскау аль Гаиши».Далее сообщается о его месте рождении, об учебном заведении г.Бухары, которую он окончил, имена его преподавателей. Автора книги также сообщает о том, что у него хранится письмо, написанный ему Фахрутдином хазратом на персидском языке с безукоризненным слогом. В той же книге на 269 странице я обнаружил следующее:
… Мурадым бине Хужаш аль Алави и Курбангали бине Атнагул бине Маскау аль Хаербиви- шакирды Ибрагима эфенди. Слово «бине» надо понимать как сын. Читатель наверное заметил, и в шэжэрэ моего прадеда упоминалась личное имя Маскау. Пичем Маскау записан в такой транскрипции, как по татарски значится Москва. Выходит Маскау-это татарское личное имя, а Москва только искаженное форма, производное от нее. К примеру Кукмара на русский лад «переведен» как Кукмор ..И в других языках Москву называют Москау, Моску. Русское название имеет окончание ква и такая концевка в наименовании кажется единственный случай. Литератор и историк Мурад Аджи считает бесспорным фактом татарское происхождение города Москвы. Хотя чему тут удивляться? Челябинск –это Чилябе , Тобольск- Тубыл , Кемерово –Кумер(уголь),Царицын-Сары Су(желтая вода), Тула-Тулы (полная), Саратов- Сары Тау(желтая гора) и.т.д. Выходит ,что Москва возглавляет этот перечень, только и всего. Лидеры, идеологи нашего национального движения обвиняют Москву во всех смертных грехах, и в первую очередь в проведении русификаторской политики. Выходит она сама самая первая жертва…
ВОССТАНОВЛЕН ИЛИ УДОСТОИН…
В упомянутой книге, на 172 странице Марджани критикует духовенство за нарекание детей двухэтажными ( как Мухаметшакир , Ахметзакир ,и.т.п) именами. О трехэтажных именах там речи нет. По этому, мой дед, который записан в том дореволюционном справочнике и в книге «Живи Саба-Юрт», как имам Мирза Мухаметшариф, сын Мухаметгарифа вряд ли имел трехэтажное имя. Сыну Мухаметгарифу , Мухаметшариф очень даже подходит. Тогда может следует признать «мирзу» как титул?
Дядя моего деда Юсуф, будучи юристом и пользуясь хорошей должностью вполне мог восстановить утраченный когда то титул, так как нормативная база в российском законодательстве по подобным проблемам возникла по указу Екатерины 11. Мода на фамилии пришла из Европы, и их имели в одно время в России только дворяне. Наш дядя Юсуф обрел фамилию в период, если не ошибаюсь, когда у крестьян фамилий еще не было, их записывали как, скажем сын Иванов, сын Ахметов, и.т.д. Такую же фамилию он «сделал» для своего племянника, моего деда, так как хотел устроить его на работу в Казани, подле себя . По рассказу моей бабушки Гайниджамал, родной сестры отца известного писателя Мухамета Магдеева, путь его мужу в город Казань преградил мулла из деревни Сатышево. Он , предупредил деда, о том что если тот самовольно оставит должность имама, соберет подписей у его односельчан и добьется выдворения всех его родственников и близких из родной деревни. Дед отступил.
В уже упомянутой книге Марджани на 278 странице есть строки об одном оригинальном мулле Джагфаре бине Габид ,следующие строки…
В каком то меджлисе за трапезой сошлись мирзы.(мурзы , мирзы-синонимы).Каждый стал хвастаться деянием своего деда, за что который удостоился титула мирзы. Когда все высказались , слово взял Джафар бине Габит и заявил ,о том что его отец умер , успев стать мирзой. Собеседники стали выражать сожаление, и захотели узнать причину досадной затяжки в обретении титула.
- Да, отец умер мирзой. Окончательно одряхлел, умом тронулся, не читал намаз, курил, малую нужду справлял стоя, то есть полностью подходил по всем параметрам титулу мирзы- ответил Джафар.
В этих строках, кроме высмеивания титула, есть подтверждение о возможности обретения оного за определенные заслуги.
ТИТУЛ МИРЗЫ, ОРДЕН ЛЕНИНА –ОДНОГО ПОЛЯ ЯГОДКИ…
Отрицательное отношение к мирзам, мурзам переполняло сердце не одного Джафара бине Габид. Знаменитый писатель Махмут Галяу, внук Марджани также их не жалует и дает убийственную характеристику в своем романе «Муть». Действительно ,мирзы, мурзы царской России –это служилые татары, защищали самодержавие, были преданы царю, и не чурались некоторых русских привычек. Что с точки зрения национальных патриотов вполне заслуживает осуждения. Мой дед имам Мирза Мухаметшариф , воспитал своих детей в духе уважения к русской культуре, знал русский язык, своего старшего сына Габдрахмана направил в г.Казань для получения образования на русском языке. Габдрахман абы ,имел университетское образование, войну окончил в чине офицера и умер на чужбине. Ее единственная дочь вышла замуж за русского и их русские внуки живут в Подмосковье .От подобной участи не избежали многие соплеменники. Даже древо родословия таких светочей национальной культуры как Тукай, Сайдаш, или Такташ, не избежало такого завершения…
Дед имел личный пистолет, пользовался правом на ношение огнестрельного оружия. 1917 году, когда стало известно о пролетарской революции , по воспоминанию бабушки, дед унес куда то свой пистолет и спрятал. А в1918 году он умер. Матери не была года, и она опираясь на безжизненное тело отца, пыталась встать на ножки. Женщины ,что пришли провожать покойника , со слезами на глазах подбадривали ее в упорстве самой встать на ноги.. Мои родственники, из за происхождения всегда имели большие проблемы. Среди бумаг мамы и обнаружил интересную справку выданный Юлбатским сельсоветом, о том что отец моей мамы мулла Мирзамухаметшариф умер , когда ей еще не было и года, и он не участвовал в ее воспитании. То есть добрые и смелые руководители деревни Юлбат , подвергая себя смертельной опасности, заступились за сиротку , желая оградить ее от преследования тогдашних драконовских законов …(1950 году, при сносе деревянной мечети пистолет деда был найден и сдан органам)
Род Раковых не оправился от октябрьской революции. Многие пошли в учителя, только приемный сын брата моей матери Салиха абы, Амин Раков стал журналистом, печатался в республиканской печати. Салих абы во время войны был награжден орденом Ленина, о чем написал брату Габдулле, который сражался в танковых войсках, в соседней части. Габдулла абы ему ответил так:
- Эх братишка. Значит тебя скоро убьют..
Салих абы написал письмо домой, и пожаловался на Габдуллу за то что тот не разделил его радости по поводу высокой награды.
А через неделю- другую , родные получили извещение о гибели Салих абы… Ее внучка, дочь Амин абы Альфия Аминовна долгие годы преподавала русский язык в США Гарвардском университете.
РОДНОЙ ЯЗЫК – КАК ЭКВИВАЛЕНТ УЩЕРБНОСТИ
Мой отец Заид был врачом-психиатром. Его отец Мирзанур бабай до революции имел свое судно на пристани р.Белая , родом из Актанышского района из деревни Азякуль, в годы коллективизации был репрессирован как кулак вместе с сыновьями Мирфаяз и Мирзасалих. Отец родился после возвращения из ссылки.
Короче говоря когда ветвь по материнской линии подвергался преследованиям, дед по отцу становится красным мурзой(по татарски-морза) . Поскольку в за Камой, в Мензелинских, Муслюмовских и Актанышеских краях вместо «з» употребляют «д», так и тянет обозначить это слово как морда, насаждая татарский акцент в произношении…
Русификация, демонтаж нации всегда шла сверху вниз. Начали с мурз. В советский период, когда разобрались имущими слоями и духовенством, носителей в генах чувств к самостоятельной государственности, взялись за городских жителей, удостоенных паспортами. Тогда этот слой был как бы элитой. Потом дошла очередь до поселков и районных центров. Полнокровная национальная среда выжила только в деревнях. Кто знает, может наши деревни соответствуют, отвечают требованиям называться резервациями . А может не тянут даже на такой позорный вроде бы статус.
Недавно поселоку Шемордан, где я проживаю, изменили статус. В населенном пункте, где проживает около семи тысяч жителей, стал называться село, в связи с чем учителя и врачи стали получать доплату. Кажется налог за землю также уменьшился. Однако население поселка, вместо того чтобы выразить благодарность руководству района, за подобную красноармейскую находчивость ,выразило недовольство. Народ оказывается боится от названий село или деревня, воспринимает изменение статуса как оскорбление , опущение.
Хотя, прежде чем обвинять народ поселка в непонятливости, давайте, обратим свои взоры на наших доблестных депутатов- соплеменников Верховного совета. Они упорно не хотят говорить на родном языке. Ибо эти мурзы или морды нашего демокрадического( произошла подмена, вернее демократии ни дали состояться) периода , воспринимают свой родной язык как эквивалент неполноценности, и укрепляют такой ее статут своим поведением и образом жизни…
Я- Райя Салиховна (Мирзасалих кызы) Зарипова. Живу и работаю
в Челнах, в НГПУ. Наткнулась на Ваш рассказ о нашем общем деде Мирзануре.
Возможно, Вам будет интересно узнать, что он не был "прикащиком",
репрессирован вместе с сыновьями Мирфаязом и моим отцом (ему было 15 лет) в
1930 году. В архиве Хая апа нашла лет 15 назад документы того периода и
отсудила часть имущества как единственная живая дочь.
Пыталась найти Ваш эл.адрес, не получилось, поэтому написала здесь.
info@rt-online.ruПыталась найти Ваш эл.адрес, не получилось, поэтому написала здесь.
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьмой эл. адрес: rostemzaripov@gmail.com
ОтветитьУдалить