Рустем Зарипов - публицист, автор стихов, рассказов, популярных песен (слова и музыка)

воскресенье, 29 мая 2011 г.

Мемориал мечты


Каждый вечер одно и то же, идешь домой немного уставший и слегка поддавший и после скромного ужина всухомятку, оседлав старый диван, обращаешь свой тусклый взор на экран телика. Я и в духовном плане всеяден, не делю передачи на клевые или туфтовые, а смотрю подряд, пока сон не одолеет.
И вот однажды во время очередного такого приема духовной пищи, заснув, вижу во сне себя опять же в качестве телезрителя. Но в отличие от яви идут великолепнейшие передачи на татарском языке!
Показывают репортаж из Ирака: разрушенные дома, горящие машины, стрельбу, плач, крики, дым и трупы… И вдруг на экране появляется американский президент, грязный, растерянный и говорит: «Без булдырмыйбыз!» (то есть “мы не можем”.)
Нажимая на пульт, выхожу на другой канал, где криминальная хроника. Генерал в милицейской форме с прищуром киноактера Жарова рассказывает, как поймали троих злоумышленников, потенциальных насильников одиноких бабушек с помощью подсадных старушек. Оператор показывает лица арестованных, которые хором оправдываются: «Без булдырмыйбыз!».
Далее переключаюсь, попадаю на канал, где сидят мужики в телогрейках и галстуках, болтают о разном.
Один разоряется о пользе ТСЖ. Говорит, что у него отец в свое время организовывал колхозы. А ему, мол, выпала доля организовывать “колхозы” своего времени, то есть ТСЖ.
Снова нажимаю на кнопку и выхожу на прямую трансляцию заседания мэрии?! Слово берет ответственный чиновник по топонимике. Оказывается, еще не полностью перевелись граждане г. Казани, которые не только не разуверились в справедливости властей в стране и далее везде, в том числе и по национальному вопросу, а даже смеют мечтать про наступление межнационального паритета в названиях улиц, магазинов, ресторанов и т.д. И чиновник-интернационалист излагает свое видение проблемы.
- Сами понимаете, Казань - столица Татарстана, который интегрирован в Россию буквально во всех отношениях, что побудило и латиницу запретить на законодательном уровне и, наверное, скоро введем “Божий закон” в качестве нового предмета в программу школьного образования. Конечно, в такой ситуации весьма похвально, как говорится, стремление к отечественным гробам, то бишь к названиям на родном языке. Но поймите правильно, мы живем пока что в республике, и прав, присущих бандустанам, у нас все же не имеется. Но, несмотря ни на что, мы, как говорится, смотрим в будущее с оптимизмом. Допустим, в стольном граде Казани полно баров. А на татарском языке «бар» означает «есть». А ведь могли нам позволить иметь только интернациональное наименование «кафе».

То есть повсеместное наличие баров - это реальный результат упорной борьбы Казани с Москвой. Давайте обратимся к названию «Эдельвейс». Фронтовики, а также кто в школе немного изучал немецкий, знают, вайс означает белый. А «Эдель» здорово напоминает татарское название Волги - Идель. Как видите, проявляя красноармейскую находчивость, мы сумели хотя и зашифрованно, сохранить приятное духу татар название - Агидель (Белая), о которой так много сложено народных татарских песен… А улица Шуртыгина? Я точно знаю, есть у нас слово “шыртык-портык”, что означает рухлядь. И поэтому название переулка, что выходит на улицу “Аделя Кутуя”, ласкает татарский слух.
А УНИКС? Она слышится, кто не глухой, “уникесе”, что означает на чистом татарском “двенадцатое”. В разные годы в хоккейную команду были приглашены игроки с фамилиями Япанчинцев, Чупин. Чупин звучит как Мусоргский на нашем. А для Япанчинцева и перевод не нужен, так как япанча, ябынча - это плащ. А куда денете главную улицу Баумана? Она же наполовину звучит вполне по-татарски, так как «бау» означает «веревка».
Извините, у нас и Госсовет переведен на татарский язык только наполовину. Не Даулет Кинеше же, а Даулет Советы.
Многие возмущаются тем, что нет ни улицы, ни площади имени Сююмбике. Не спешите, господа-эфенделар, как говорится, будет вам и белка, будет и свисток. Никто не собирает предать забвению это славное имя. Придет день, певец Зуфар Билалов прекратит свое заявление в песенной форме о том, что под землей дороги отсутствуют (”жир астыш юллар юк”, что, кстати, не соответствует действительности), и землеройная машина “Сююмбике”, завершив все круги, так сказать, что имеются под землей, вылезет наружу. Отмыв, а также чуточку подкрасив, мы это чудо техники на примере Тюлячинского района, где вблизи администрации района красуется танк, тоже установим на постамент на самом видном месте. Наши продвинутые дети должны знать историю и помнить, что была такая “Сююмбике”, которая копала и копала и выкопала метро. А рядом с”Сююмбике”, если Москва даст согласие, заодно установим и “Алтынчеч”…
Снова нажимаю на кнопку пульта и попадаю на передачу “Ауу аул…”
Симпатичный лысый мужик с лучистым взглядом рассказывает об успехах в татарских селах свиноводческого дела. Когда-то наши предки, оказывается, первыми оседлали коней. И вот теперь мы можем гордиться тем, что удалось укротить еще одно животное…
На пульте кнопок много. Нажимаю на выбор. На этот раз калякают про культуру. Кто-то возмущается, ругает националистов за то, что памятник Петру I в Казани так и не был установлен. Другой горячо парирует, что такой памятник, по его мнению, можно установить “без шума и пыли” в любое время, но для этого нужно выбрать правильное место. Если такой монумент установить возле гей-клуба с голубой подсветкой (о необычной ориентации Петра писал Лев Толстой, а знаменитый режиссер Ильенко снял фильм), никто бы и не возражал… А еще известно из истории, как Петр на пне рубил бороды боярам. Подобную композицию можно было бы соорудить около любой приличной парикмахерской…
Потом пошла полемика двух режиссеров. Оказывается, чтобы дать дорогу живым классикам, в театре имени Камала давно не ставят пьес Г. Камала, а в театре оперы и балета им. Джалиля недосуг до оперы “Алтынчеч”, либретто которой было написано героем-поэтом…
Я еще долго мог наслаждаться умными речами на татарском языке с телеэкрана, но не судьба оказывается, жена вернулась с ночной смены, разбудила и запричитала: «Вставай, дорогуша, а то на работу опаздаешь, вон толковые мужики уже с утра талдычат: “без булдырабыз”, а ты чем хуже?
Со злости первым делом выключаю телик. Оказывается, радио “Татарстан - новый век” уже вовсю крутит попсу, узнаю голос Салавата: выдает популярный хит про холодный чай. Из щели стены окромя музыки проникает еще и дым… Ага, думаю, и сосед проснулся: завтракает сигаретой, запивая холодным чаем…
Я же пью горячий чай с сахаром и с сухарями. Выбегаю на улицу, спешу на автобусную остановку. Холодно и ветрено. Народу - тьма. Упустишь шанс, на работу опоздаешь. Так и с престижной работы вылететь недолго. Кое- как пробираюсь в “Газель” и, стоя в три погибели, еду в заветное учреждение - Кремль. Говорят, российские дворяне вышли из дворовых людей царя. Я тоже дворник и жду своего часа. А что?
…Вот и белокаменные стены Кремля… Наверху мечеть, а внизу лужайка… А ведь когда-то здесь стоял знаменитый пивной бар “Раки”. А как здесь проходили праздники пива, когда правил городом господин Исхаков! Ведь еще совсем недавно вдоль Кремля выстраивались девчушки, спустив трусики… Думаю, если в городе выборы нынче пройдут успешно, вполне могут восстановить бар хотя бы в качестве музея, а тем храбрым девицам соорудить памятник. Тогда бы необходимость установления мемориала защитникам Казани, о чем долгое время талдычат националы, отпала бы сама собой…

Комментариев нет:

Отправить комментарий