Рустем Зарипов - публицист, автор стихов, рассказов, популярных песен (слова и музыка)

воскресенье, 22 мая 2011 г.

Легко ли быть Тукаем?


Портрет Тукая


“Ну не могу стать я Тукаем! И даже если я буду писать лучше Тукая, меня Тукаем никогда не назовут”. Эти сокрушения из зарисовки  драматурга Туфана Миннуллина, депутата Верховного Совета Татарстана «Добрым молодцам урок…» (газета «Звезда Поволжья», 4-10 марта 2010 года).


Но Тукаем стать нельзя, поскольку он гений и современен  во все времена, в отличии от временщиков, умеющих держать нос по ветру при любой правящей партии. Давайте обратимся к его стихотворению «ПАРАЗИТАМ», написанному в 1906 году:  
Наша знать – шакалов стая, толстобрюхая, тупая,
Ну и жрут обжоры эти, никому не уступая!

Пусть народ хоть в пропасть рухнет, брюхо их зато разбухнет,
“Дай, дай, дай!” – Орут обжоры, рот широко разевая.

Эй, друзья, давайте двинем, всыплем вдосталь жирным свиньям,
Вздуем их, пока играет наша сила молодая!
(Перевод Р.Морана)
             
Как свежо звучат строки, как востребованы они сегодня... Был бы  поэт жив, вполне можно было упрятать его в тюрьму  за  насаждение социальной розни, чай не царские времена,  нонешние  законы сие позволяют. “Без причины и с печки не  падают”, гласит татарская  пословица.

По поводу сноса  последней обители Габдуллы Тукая были высказаны разные версии, разные обвинения и оправдания, а слона-то и не заметили.  Ответ же лежал на поверхности, следовало только вспомнить его стихотворения. Кто сказал, что закон не имет обратной силы? Еще как имеет...
     
А  вот  отрывок из его поэмы про  “Кисекбаш” (Отрезанная голова):
                  
...И упрямства сотни в нем амбаров есть,
От пивного склада тучи пара здесь.

Да вагонов десять темноты найдешь,
Поездов с зазнайством – и не перечтешь.

Старых убеждений двадцать кладовых...
И немало грузов он хранит иных.
(Перевод Н.Сидоренко) 
Кто не знаком с его творчеством, могут запросто принять эти строки, адресованными нынешней, с позволения сказать,  верхушке, в первую очередь землякам-депутатам Думы принявшим закон №309. В   зарисовке Т.А.Миннуллина также  мельком упоминается одно драматическое событие, происшедшие в республике в годы принятия антиалкогольного постановления ЦК КПСС.  Предисторию автор трактует в духе народной  сказки: “Раис Беляев, секретарь обкома по идеологии, однажды впал в немилость вышестоящего начальства”...
В  то время в  прессе  бытовали самые разные суждения по этому поводу. Аналитики сходились в одном,  Р.К.Беляев, будучи первым секретарем горкома КПСС   г. Брежнев (Наб.Челны) и строителем КАМАЗа, имеющий прямые связи с Москвой, являлся реальным претендентом на должность первого секретаря обкома КПСС  ТАССР, был опасным конкурентом для  Г.И.Усманова. Он, образно говоря, дышал ему в затылок. Но тот оказался не промах, и его переиграл. Назначение Р.К.Беляева на должность секретаря обкома ТАССР по идеологии, видимо, было продуманным решением тех, кто готовил ему западню... Он, словно античный герой Антей, писала  тогда одна газета, был оторван от земли, которая питала его силой, то бишь от  возглавляемой им  партийной организации города всесоюзного значения, где  авторитет его был незыблем.

В тот год в Москве успешно прошли   дни литературы и искусства Татарской АССР. Успех  отметили согласно установившийся традиции - банкетом, которую  почтил своим присутствием и Р.К.Беляев. Кто его туда  пригласил (чуть не написал заманил),  вопрос десятый. Новоиспеченный секретарь обкома по идеологии не предполагал, что его   присутствию за одним столом с деятелями искусства и литературы республики будет дана политическая оценка в свете решении постановления ЦК КПСС “О борьбе против пьянства и алкоголизации”. За организацию “пьянки” ему влепили, как пишет  Т.А.Миннуллин,“ “строгий выговор с занесением в личное дело”, что означало конец карьере Раиса Киямовича, несшегося до сего времени на всех парах (ему дали утешительный приз, отправили руководить институтом культуры.) Все члены обкома голосовали “за”,  а  Т.А.Миннуллин, как он сам признается, один голосовал “против”.

Эти из ряда вон выходящие перепитии во властном Олимпе обсуждали в тот период многие, и беспартийные, и рядовые коммунисты, а также партийные работники, руководители разных уровней и сходились в одном: была проведена нечто вроде  охоты (тогда модный нынче термин “спецоперация” еще не был в ходу) по устранению конкурента, где не последнюю  роль сыграл Т.А.Миннуллин, будучи председателем  Союза Писателей РТ, штатным драматургом главного театра Татарстана им. Г.Камала, где его произведения многие годы занимали львиную часть репертуара, обладателю  тогда и в будущем всевозможных республиканских наград, титулов , присваиваемых творческой интеллегенции, а также разных премий. Причем в год можно отхватить и не  одну премию, ибо  в конкурсе на драматические произведения можно участвовать под псевдонимом сразу несколькими творениями  и условия конкурса позволяют одному занять все призовые места...
Ему, то есть Т.А.Миннуллину, тогда позволили защищать “виновного” при “обсуждении”, и “простили выпад” против общего мнения. То удивительное “прощение” Т.А.Миннуллин  обьясняет просто,  “его пожалел  человек, который не взлюбил Р.К.Беляева”, то есть Г.И.Усманов, ставший секретарем ЦК КПСС перед кончиной СССР , и успевший  отметиться  на съезде народных депутатов СССР выступлением против  Б.Н.Ельцина. Давайте вернемся к тексту автора, уже члена снова правящей партии  ПЕДРОССа (партия “Единая Россия”согласно транскрипции газеты “Завтра”)  Т.А.Миннуллина:
 
 “....Все сидевшие в зале члены обкома, кроме меня, подняли руки “за”, я один проголосовал “против”. После этого объявили перерыв. Выйдя в фойе, я вдруг обнаружил, что ко мне никто не приближается”.

Драматург хочет  отнести такое отношение к себе малодушием своих  соратников по партии (тогда это-КПСС). Но мотивы тех уважаемых лиц, которые не хотели подавать руки в тот момент знаменитому драматургу, любимцу высших руководителей республики, давайте будем справедливы и к ним, могли быть совершенно иными, противоположными его мнению. Члены обкома КПСС  голосовавшие “за”, поступили логично, ибо  были поставлены перед свершившимся фактом, который не отрицал и очевидец,  голосовавший “против”. Было бы глупо, если бы они  выставили себя отщепенцами, засомневавшимися вдруг в правильности исторических решений ЦК КПСС.

Жизнь продолжается. Борьба за место под солнцем идет непрерывно. Каждому охота представить себя лучше, чем он есть  на самом деле. Так было всегда. Об этом и Тукай  пишет в своем стихотворении “Сибгатуллин” ( 1910г.)
         
Этот джигит свой стан, как свечу , несет.
Нация слышишь? Тебя он зовет вперед.
         
Вечно заботится он о твоей судьбе,
Нация! Песнь изрыгает он о тебе.

Трудится он для тебя лишь и день, и ночь.
Бегает, мучится – бегать стало невмочь.

Где же ты, нация, преданней сына найдешь?!
Всем толстосумам он продается за грош.

Где бы он ни был, - о нации трескотня,
Вот он кричит: “Нет писателя лучше меня!”

Нация, что же ты теперь не идешь вперед?
Слышишь, как он в кабаках о тебе орет?
(Перевод В.Державина.)
Уверен, у представленного героя Тукая сегодняшних  прототипов хоть отбавляй. Тукай не только гениален, он гениально современен. Еще он чист, выражаясь слогом талантливейшего казанского  поэта   Капранова, как родниковая вода.  Тукай  был для нашего народа и Некрасовым, и Есениным и Пушкиным вместе взятыми. 
А вот отведайте-ка его стихотворение, написанное в духе “Маленького принца” Антуана Сент–Экзюпери, называющееся  “Дитя в раю”:                               
Я в раю, меня ласкает, нежит гурия одна;
Но рыдаю безутешно, ведь не мать моя она...

Мне яблоки бросил ангел, сада райского жилец,
Не беру, рыдаю горько, ведь и он не мой отец...
            
Тукай, в этом немного грустно-шутливом стихотворении, сам до дна испивший чашу сиротства с малолетства, дает понять, что  не купился бы ни на какие ласки, титулы, премии, регалии, в ущерб высших ценностей.  То, что наш знаменитый драматург стремится писать лучше чем Тукай,  похвально.
Флаг ему в руку, ибо  каждый творческий человек должен ставить  для себя планку как можно выше. Но как быть с наградами, титулами, бонусами?  Ведь стать Тукаем  не комфортно. Тогда прощай, мандат, регалии, титулы, всевозможные премии, издание трудов в хороших переплетах томами и на разных языках,  и за рубежом... Тукая не жалели никогда. В  том числе и сегодня. И не только снос последней его обители, здание бывшей гостиницы “Булгар”, что напротив театра им. Г.Камала, с которым многие годы сотрудничает уважаемый депутат и драматург Т.А.Миннуллин, символично определивший его в бомжи. На мой взгляд  и панибратские  суждения  о его гениальной поэзии, уверен,  неуместны  после такого вандализма,  как никогда.

Справедливости ради следует отметить, этот депутат,  будучи свидетелем того, в какую ветхость приходит то здание день за днем в течении не одного депутатского срока, после того как приступили его разрушать, выразил свое негодование перед рабочими-строителями, коим был выписан наряд на разрушение здания, что было отмечено средствами массовой информации РТ...


Постоянный адрес статьи: http://www.epochtimes.ru/content/view/38719/9/

Комментариев нет:

Отправить комментарий