В
интернете, на общем портале
Татарстанских журналов «Мәгариф»(Образование)
и “Гаилә һәм мәктәп” (Семья и школа) размещен “Новый толковый словарь татарских имен» из 3000 слов, с
припиской «Словарь составлен на основе лексики
произведений татарских писателей и поэтов (с
13 века по настоящее время), на материале
периодической печати и татарских учебников по
различным отраслям знаний. Я являюсь
членом СП РТ с 2005 года, и спешу сообщить, о том, что к этому зачинанию не
имею никакого отношения и не могу разделить ответственность инициаторов
сомнительной затеи. Что интересно, идентичные
словари по татарским именам так же появились
на сайте уммы мусульман, а также на сайте KAZANLADY.RU, как там утверждается, специально для прекрасной половины человечества.
Кто знает, может быть, словари
с татарскими именами для пишущих представителей других братских тюркских
народов станет путеводной звездой?! Как говориться, пути Господни, в том числе
и в службе родному народу, не
исповедимы…. И не обязательно бесплатно.
Что
характерно, все представленные словари ссылаются на один и тот же источник, на
книгу Г. Саттара Мулилле( Гумара Фаизовича Сатарова) "О
чем говорят татарские имена?"
изданный в г. Казани издательством "Раннур", 1998году на 488 страницах. Открываю предлагаемые словари
на сайтах интернета для татарских имен, и обнаруживаю весьма странные для татарского глаза, уха и нюха,
по крайней мере, нынешнего поколения образцы,
как Бабахан, Бабахужа, Бабажан, Багыш, Барак и тому подобное. В гуще такого мутного потока иногда мелькают и знакомые имена и псевдонимы
некоторых современников. Например такие :
Рабит
- (муж.) (араб.) Связной.
Разиль - (муж.) (араб.) Избранный.
Рафис - (муж.) (араб.) Заметный, популярный.
Рем (Рим) и Римма - (лат.) От города Рим, или рус. вариант революция мировая.
Риза, Рида - (муж.) (араб.) Избранник.
Роберт и Робина - (анг.) Прелестный.
Рустем - (муж.) (перс.) Богатырь, герой.
Разиль - (муж.) (араб.) Избранный.
Рафис - (муж.) (араб.) Заметный, популярный.
Рем (Рим) и Римма - (лат.) От города Рим, или рус. вариант революция мировая.
Риза, Рида - (муж.) (араб.) Избранник.
Роберт и Робина - (анг.) Прелестный.
Рустем - (муж.) (перс.) Богатырь, герой.
Читая
такое, почему то вспоминается как в продуктовых магазинах в
хрущевско-брежневский период продовали
гнилую кильку в нагрузку к халве.
Может ошибаюсь, но «Рабиту», литературному
псевдониму
( тахаллус) Роберта Мухлисовича
Батуллина, который недавно отличился
критикой романа Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» удостоенный высших
литературных премий России, статус татарского имени придан несколько преждевременно. Ведь псевдоним есть псевдоним, если только не оформлен
юридически как имя, взамен данному родителями ; а также, если только читатели не
нарекли своих отпрысков литературным псевдонимом своего любимца…
А что, если
имя поэта Рафиса Курбана вошла в словарь
в его бытность председателя СП РТ,
а имя нынешнего председателя
остался за бортом ,так как издатели
ноу-хоу не предполагали, о том, что драматургу Данилу Салихову выпадет такая честь.
Тем более во время избрания нового главы творческого союза, высокие гости
нашего съезда, во всяком случаи мне так показалось, ратовали за кандидатуру другого уроженца Актанышеского района, за Ильфака Ибрагимова, главного
редактора литературного журнала «Казан утлары». Мне
казалось, и не только мне одному, что этого поста станет добиваться еще один уроженец Актанышеского района,
главный редактор газета «Мадани жомга»
Вахит Имамов, который также отметился критикой романа Гузель Яхиной «Зулейха
открывает глаза», где запомнился его фраза «у женщины ума не хватит», относительно постройки землянки. Сам я
уроженец Сабинского района, однако, мой отец
родился в с. Азякуль Актанышского
района. Но никак не забуду неоднократно услышанное определение в Муслюмовском
районе РТ, где я трудился после окончания вуза, по поводу соседнего Актанышеского района, давшего
Татарстану первого президента : «самый татарский и самый безбожный»…
А теперь разрешите обратиться к другим источникам. В толковом арабско –
татарско - русском словаре о заимствованиях,
изданном 1979 году ( авторы К.З.Хамзин, М.И.Махмутов, Г.Ш.Сайфуллин) ,
которого еще называют словарем академика
Мирзы Махмутова, “рабита” переводится
как связь, связующий двух
предметов нитка, веревка, а “рабыйт”
– связующий, соединяющий, союз, лига , а
вот “рәзил”( буква “ә” это мягкое
“а”) означает “низкий”, “позорный”, “порочный. Кстати, фонема “ә” передвинулась
с конца алфавита на второе место, за буквой “а”, в результате упорной борьбы
наших национальных патриотов – депутатов, возможно с бессменным, со времен перестройки депутатом Верховного Совета РТ Разилем
Исмагиловичем Валиевым во главе, который возглавляет Комитет
Государственного Совета Республики Татарстан по образованию, культуре, науке и
национальным вопросам.
В толковом словаре ”Татарский
мир” изданный в Казани издательством “Мәгариф” в 2007 году в объеме 575 страниц, “рәвабит” означает
“связи”, “рабыйт” - “связной”, “рәзил” – “позорный”, “риза” и “рази” - “быть довольным, покорным, согласным”. То
есть об избранности речь не идет. Может быть, по логике составителей словарей , поскольку наши депутаты, избранники народа, члены партии “Единая
Россия” как правило во всем соглашаются с исполнительной властью( даже при
принятии закона № 309 , поставивший наш родной язык в сложное положение), такие
качества как согласие и, покорность следует приравнять к избранности, предполагая, что, они и являтся условием быть избранными....
”Я обратился к разным словарям братских
тюркских народов. Ни башкирско-русском словаре от 1958 года изданный в г.Уфе, ни в киргизско-
русском словаре, изданном в Москве в 1965 году, ни в киргизском толковом
словаре, изданном в г.Фрунзе в 1969 году,ни в кумыкско-русском словаре изданном
в Москве в 1965 году, таких понятий как “рабит”,”батулла”,
“разил” не обнаружил.
В полном арабско-русском словаре от 1963 года в
арабской транскрипции РЗИЛ (гласные буквы отмечаются только надстрочной
и подстрочной черточкой, а иногда и без черточки,
согласно правилы таджвид) – «подлый». Других толкований
нет. В словаре для турецких школ
издательством «Мерчек» в г. Стамбуле , где указан составителем
Рашит Куру, тел (0212)512 37- 55,
Rabita
переводиться как “связанное нечто”, “веревка”, а rezil означает низкий,
подлый. А русско-турецком и турецко- русском
словаре изданный в г. Минск издательством “СОЛ” в 2000 году также имеются тюркские, в том числе татарские имена. Но и там нет никакого “Рабита”, но за то есть действующие имена,
например “Ракип” – который означает –конкурент, а “ракипсызлык”
– монополию, а “рашит”
- “совершеннолетний”. Слово rezil в переводе с турецкого, пришедший с арабского
языка, и тут представлен как позорный, а rezillek - позор.
Как известно, встречаемое окончание в
татарских именах “улла” означает Аллах.
Например популярное в прошлом веке татарское имя Тухбатулла (Тухбат + улла)
в переводе с арабского - “дар Аллаха. При
образовании татарских фамилий в советское время
длинные имена с религиозным подтекстом подвергались секвестированию.
Таких метаморфоз полно, начиная с фамилии первого президента Татарстана, о
котором он и сам писал. В деревне Юлбат,где я вырос, например, Каримуллу сокращенно звали Кармэ,
Хабибрахмана – Хайби, школьного товарища Хурматуллу из села Сатышево –Хурми, и.т.д. Отсюда рукой
подать фамилиям Хайбиев, Кармиев,
Хурмиев и.т.д.
Никогда не встречал носителя такого
имени как Батулла и не слышал о
таковом. Батулла, звучит как “Бату
Аллаха”. Бату , как известно имя Батый
хана, который не был мусульманином и пристегивание к его имени
подобное окончание некорректно. В тех сайтах
есть также предположение Н.А. Баскакова о слове “бата”
на монгольском языке который возможно имеет значения “надеждный”,
“сильный”, “постоянный”...
Но татары не монголы, не были
таковыми, с чем уже согласились наконец
то русские историки, что отразилась и на школьных учебниках истории. Поэтому
раскроем-ка Татарско-русский словарь, выпущенный Академией наук СССР издательством
“Советская Энциклопедия”, в Москве, в 1966 году. По этому словарю понятие БАТУ означает: 1) тонуть,утонуть,затонуть,потонуть;
2) вязнуть,завязнуть,увязнуть; IIувязание;3)залезать,залезть,влезть( в долги)
4) западать, запасть (в глазах) 5) заходить,
зайти,закатываться,закатиться
(о небесных светилах)II закат,заход; 6) пропадать,пропасть;
ките дә батты ушел и пропал; 7) пачкаться, запачкаться, мараться,
замараться в чем либо; корымга батты он запачкался в саже <> наданлыкка
бату закоснеть в невежестве, батып
керү
вдавливаться, втискиваться.
Однако Всевышний вездесущ,
которому закатываться куда-либо и
или втискиваться во что- то не пристало...
И поэтому, имя Батулла при такой трактовке априори не состоятелен.
А вот по утверждению упомянутых сайтов «Батулла»
берет свое начало от
названия мечети Кааба! А чтобы понять значение слово «Батулла» предлагается обратиться к понятию «Бейтулла»... То есть, четырех угольного черного камня,
вокруг которого проходят миллионы мусульман,
ежегодно совершая хадж. Жаль, что , в полном
арабско - русском словаре от 1903 года,
который имеется у моего родственника я не обнаружил подтверждение такому
варианту. И слово «разил» там почему то не значится как «избранник» или «избранный»…
Невольно приходит
на ум термин «новояз» из антиутопии Джорджа Оруэлла «1984». Если вольно обращаться с понятиями, то можно дойти
до чего угодно. Есть арабское слово батыйл
–порочный, есть турецкое будала
–тупой. И если к ним пристегнуть улла, с целью образования нового
имени или псевдонима, никакого противоречия не возникнет, ибо у Аллаха могут
быть всякие рабы, в том числе и тупые, и
порочные. Или вот
еще что. Слово «раши» в переводе с арабского означает взяткодатель, а «Рашид» в переводе с того же арабского языка «идущий правильным путем», «разумный».
Арабский язык сказочно богат, там каждый нюанс в слове, интонация, ударение
меняет смысл и суть… Если по английский
«раша» это – Россия , то «Рашат», «Рашит» или «Рашида»
можно интерпретировать, чтобы означали на английский манер «россиянин» или «россиянку», а на арабский
лад – взяткодателей? Так что ли, господа,
продвигающие “словарей татарских имен”?
Тем более, понятие “связной”, думаю, легко можно расширить, за счет арсенала просторечия,
добавив популярное понятие “стукач”... А слово иммунитет можно притянуть за уши до “имине тот”, что по татарски означает “держись за сиськи”. Конечно при большом желании можно связать и
“парашу” с “парашютистом”, ибо при свободном падении всякое может случиться... Я сомневаюсь, что современных родителей сильно
вдохновляет предлагаемые образцы в
качестве татарских имен... Такие словари, на мой взгляд, могут заинтересовать разве что наших доблестных
оперативников для обозначения своих, так сказать, добровольных помощников.. Хотя, допускаю что
своим предположением мог опоздать на несколько десятков лет. А что , если
некоторые кликухи, после длительной стажировки
были продвинуты на статут имен?...
Я
не филолог, имею техническое образование и
не могу претендовать на истину в последней инстанции в данной области.
Просто мне интересно найти разумное объяснение возникшим сомнениям. Из предлагаемых 3000 имен, я
коснулся лишь некоторых. А наверное, чем дальше лес, тем больше дров...Очень надеюсь, что
статья заинтересует многих читателей, и будут даны исчерпывающие
компетентные разъяснения по поводу возникших моих страхов, которых пытался тут
изложить. Не хочется думать, что
за затеей издания подобных ноу – хоу всего лишь попытка услужить некоторых
товарищей по перу, чтобы ,как и свои кумиры собирать урожай разных
премия, наград, звания и тому подобное регионального значения, не брезгуя и
наградами районного уровня, с думой «лишь бы не доставались новым, молодым, а
после нас хоть потоп…» Но есть одно но, некоторые писатели, упомянутые тут,
вошли в учебники для школ как выдающиеся деятели уровня Габдуллы Тукая,
классика татарской поэзии, и создание подобных словарей, возможно
вынужденная временная мера по
реабилитации их имен, которые , по их мнению им не подходят... А что, если
не далек тот день отмены исконного
смысла и значения некоторых слов
и замены их, с учетом предложений
и поправок заинтересованных лиц,
через парламент РТ?…
Слышал , что газета “Коммерсантъ”
проводит ежегодно конкурс “Лизость тела” , где отмечают выдающихся подхалимов.
На мой взгляд представители нашей республики также имеют шансы победить в тои самом конкурсе. Просто наши успехи на данном направлении почему то
до сих пор замалчивались.
не в бровь а в глаз
ОтветитьУдалить